В этой статье мы попытаемся рассказать, в чем состоит отличие
Филенчатые межкомнатные двери из массива древесины стали производиться в раннем средневековье с развитием инструментальной базы в Европе. У каждой семейной мастерской был запас, высушенной десятилетиями в естественных условиях, древесины, как правило, лиственных, а значит твердых пород. Биохимические процессы в древесине заканчиваются, примерно, через 12 лет, в защищенных от осадков условиях и хорошо проветриваемых местах. Такая древесина наиболее устойчива к воздействию климатических факторов. Тем не менее, физические процессы, связанные с перепадами температур и влажности никто не отменял, поэтому именно филенчатая конструкция двери оказалась наиболее удачной и прочной.
Филенчатое дверное полотно состоит из несущей конструкции в виде рамы (стоевые и поперечины) из массивной доски с соединениями типа «ласточкин хвост», «шип» и т.п. Внутрь рамы вставляется филенка, которая помогает удерживать раму от угловых деформаций под воздействием изменяющейся температуры и влажности. Изготовление филенчатой двери в средние века – долговременное и достаточно дорогое «удовольствие», поэтому такие двери могли себе позволить лишь очень богатые люди, остальные использовали щитовые двери. С развитием техники и технологий, гигантским увеличением потребности, производство филенчатых дверей стало достаточно обычным делом – они полностью отвоевали рынок у щитовых дверей, пока не появилась технология пустотелых дверей и дверей с сотовым наполнением, но это другая история. Для сохранения внешнего вида и защиты от внешних воздействий двери всегда покрывали маслом или олифой, красками, лаком. Меняются времена – появляются новые материалы и технологии, но филенчатые двери всегда будут пользоваться спросом, а технологические принципы их изготовления остаются прежними. Не будем углубляться в эволюционные процессы и рассмотрим современные технологии и материалы.
В настоящее время, несущие детали рамы дверного полотна могут изготавливаться из трех основных типов материалов:
Что касается филенчатой части двери, особого разнообразия применяемых материалов нет. В России филенку изготавливают, как правило, из МДФ, реже из массива. Применение массива для изготовления филенок, с нашей точки зрения, неоправданно. Причина заключается в том, что под воздействием температуры и влажности филенка расширяется или сужается и в месте стыка со стоевыми и поперечинами, образуются микротрещины, доходящие до нескольких мм, краска в этих местах лопается и дверь приобретает небрежный вид. В Европе покупатели не обращают внимание на это, но наш привередливый Заказчик требует идеального изготовления.
Коробка двери и аксессуары – карнизы, пятки и кубики – изготавливаются из мебельного щита. Наличники и доборы - из мебельного щита или МДФ.
Таким образом, следует понимать, что у основных игроков на рынке филенчатых окрашенных межкомнатных дверей столярная часть дверного полотна отличается по цене не более чем на 20%. Откуда же появляется разница в 1.5 - 2 раза на окрашенные двери в одной и той же комплектации у отечественных производителей? Может быть, все дело в аппетитах производителей? На самом деле основная разница в цене в большей степени зависит от финишной отделки двери, т.е. подготовки к окраске и применяемой системы окраски.
Подготовка к окраске – сложнейший и дорогостоящий комплекс мероприятий, который очень логично устроен.
Не соблюдение, хотя бы одного из этих условий, приводит к выпуску не совсем качественной, хотя и более дешевой продукции. Например, экономия на подогреве воздуха (в России это 8 месяцев в году) приведет к плохой адгезии слоев ЛКМ и их «облезанию» в последующем; плохая вентиляция приведет к массовым отравлениям персонала и появлению различных нехороших эффектов на поверхности изделий типа «шагрень» или «апельсиновая корка»; не качественный покрасочный инструмент – к потекам краски; плохое обеспыливание – к видимой шероховатости поверхности изделия. Соблюдение этих условий, в сумме, добавляет к цене качественного продукта 50 – 60 % его стоимости.
Если взять полиуретановую, как наиболее распространенную в России, то мы увидим следующие моменты. Прежде чем покрывать эмалью дверь, ее надо загрунтовать, т.е. подготовить поверхность к нанесению эмали – создать адгезивную основу. По технологическому регламенту дверь грунтуют два раза с промежуточным шлифованием, добиваясь ровной и качественной поверхности. Потом нанесение двух слоев эмали, так же с промежуточным шлифованием поверхности и обеспыливанием. Потом, при желании Заказчика, нанесение патины. Затем нанесение слоя лака для защиты эмали и патины. Каждый слой должен просохнуть, а это время и дополнительные площади для просушивания в чистом, теплом и обеспыленном помещении, т.е. дополнительное время (не менее суток) и дополнительные затраты.
Если рассмотреть систему окраски водорастворимыми красками, там проблем не меньше, прежде всего связанных с разработкой технологии и последовательности нанесения колеровочных слоев. Кроме того, использование водных красок предполагает только ручную окраску кистями, валиками, тампонами, набрызгом и прочими «художественными» приемами силами профессионала достаточно высокого класса.
Работа с натуральными восками и маслами не менее трудоемка и кропотлива, любая ошибка ведет к полной перекраски изделия, что также необходимо учитывать в конечной стоимости изделий.
Отечественный производитель, в основной своей массе, пока освоил неплохо окраску полиуретановыми эмалями, поэтому далее будем рассматривать только эту систему.
Только применяя более дешевые лакокрасочные покрытия. Но материалы любых фирм-производителей отличаются всего лишь на 20%.
Некоторое время тому назад, в Европе, вместо грунтования, стали использовать специальную полимерную пленку, которая должна наноситься при помощи специальных вакуумных прессов с обеспыливанием, чтобы избежать, со временем, вздутия пленки, а значит утерю товарного вида двери. Это позволяет сэкономить значительные средства при последующей окраске. Но для организации такого производства требуются многомиллионные инвестиции в автоматизированные линии. Такое производство может окупиться только при выпуске большого количества дверей. В России таких предприятий пока нет, а двери отечественного производителя уже появились.
Эксклюзивную продукцию делают небольшие мануфактуры с применением большого количества ручного, дорогостоящего труда. Таким образом, происходит разделение труда, заводы выпускают типовую продукцию или полуфабрикат, мастерские и мануфактуры – конечную эксклюзивную и изысканную продукцию. Некоторые отечественные фабрики уже начали активно применять пленку в своем производстве, но кустарными методами, при этом цена на такую продукцию ничуть не ниже, чем на окрашенные двери. А, зачастую, Заказчик и не знает, что предлагает ему нечестный производитель.
Если рассматривать ведущие итальянские мануфактуры, которые производят дорогие и качественные классические филенчатые окрашенные двери, то мы увидим, что наиболее качественная продукция изготавливается из столярной плиты с покрытием, состоящим из абсолютно всех полиуретановых, водорастворимых компонентов или натуральных восках и масел, т.е. с использованием и грунтов, и красок, и лаков, как этого требует технологический регламент. Более дешевые двери изготавливаются с применением полимерных пленок вместо грунтов.
Если Вы начнете сравнивать нашу продукцию с аналогичной, но более дешевой, Вы сразу почувствуете разницу при зрительном и тактильном восприятии. Надеемся, что, прочитав эту статью, Вы сделаете осознанный выбор тех или иных производителей качественных окрашенных межкомнатных дверей и мебели.
Все вышеизложенное справедливо и в отношении производства